Случайное фото

Полезные ссылки

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход

18.09.2016

горячая линия


Телефон горячей линии
3-45-29

Поиск

Наш опрос

Из каких источников Вы, в основном, черпаете информацию о выборах?
Всего ответов: 17

телефона доверия

Календарь

«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Погода

Новости » 2014 » Февраль » 12 » Обсуждение законопроекта о возвращении графы «против всех»
12:13
Обсуждение законопроекта о возвращении графы «против всех»
Голосование «Против всех», хотя и не в прямой форме, появилось в ходе альтернативных выборов народных депутатов в 1989 году. При разработке проекта Закона «О выборах народных депутатов СССР» рассматривались предложения не только о выдвижении нескольких кандидатов, а также о том, что, если по округу окажется один кандидат, в бюллетене обязательно должны стоять слова «за» и «против» — чтобы избиратель все равно сделал выбор. Но в итоге это предложение было отвергнуто, а избиратели получили возможность просто вычеркнуть всех кандидатов, внесённых в бюллетень, если не увидят в списке достойного. Стоит отметить, что после первого тура выборов часть мандатов оказалась свободной и в 76 избирательных округах проводились повторные выборы.

Непосредственно в избирательных бюллетенях графа «против всех кандидатов» впервые была применена в 1993 году на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва. В 2005 году на выборах в 11 субъектах Российской Федерации среднее число голосующих против всех составило 14,46%. Затем, согласно изменениям, внесённым в 2005 году в законодательные акты, регулирующие порядок проведения выборов, региональным законодателям было предоставлено право исключить кандидата «против всех» из избирательных бюллетеней. Но тогда этим правом воспользовалась только Москва, на выборах в городскую Думу. Тем не менее, руководствуясь стремлением к экономии средств на повторных выборах, в 2006 году графа «против всех» окончательно была исключена из бюллетеней.

protiv_vseh-1.jpg
Попытка восстановить графу «против всех кандидатов» была предпринята в 2011 году. Но тогда это предложение не было принято Государственной Думой. В 2013 году к обсуждению этой формы голосования вернулись вновь, когда ряд членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации внесли в Государственную Думу проект закона № 360863-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)».

Указанным законопроектом вносятся изменения в три федеральных закона: «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». При этом отмечается, что изменения, вносимые в Федеральный закон «Об основных гарантиях…» не распространяются на выборы, назначенные до дня вступления в силу рассматриваемого закона.

Авторы законопроекта указывают в пояснительной записке к нему, что такая форма волеизъявления граждан – против всех кандидатов – была отменена в 2006 году, следствием чего стало падение явки избирателей на выборах всех уровней. Они считают, что введение в избирательные бюллетени графы «против всех» позволит власти, партиям, обществу лучше видеть расстановку политических сил в стране, настроение людей.

В январе 2014 года законопроект бы принят Государственной Думой в первом чтении. При этом установлен тридцатидневный срок для предоставления поправок к нему.

Обсуждение законопроекта активно продолжается. Одни дискутируют, пытаясь определить, повлияет или нет введение графы против всех на результаты выборов? Других интересует, каким образом законодатель определит порядок агитации за позицию «против всех»? Вносятся предложения, уточняющие условия возвращения графы «против всех» и учёта голосов, набранных этой строкой бюллетеня.

protiv_vseh-2.jpg

Продолжается дискуссия и на сайте Совета Федерации, в которой может принять участие каждый гражданин. Это может быть позиция политика, наблюдателя, эксперта, избирателя.

Основная идея законопроекта состоит в том, что использование графы «против всех» предусматривается на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. На выборах Президента Российской Федерации голосование «против всех» не допускается. При этом, если для выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации эта норма носит обязательный характер, то на региональных и муниципальных выборах она может не применяться, если это будет установлено законом субъекта Российской Федерации.

Еще одно отличие в применении графы «против всех» на выборах различного уровня заключается в том, что только при проведении выборов на региональном и муниципальном уровне результаты голосования избирателей за позицию «против всех» будут иметь последствия – в виде признания выборов не состоявшимися (кандидата, списка кандидатов не избранным) в случае, если против всех проголосовало больше, чем за конкретного кандидата, список кандидатов.

В ходе избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы голосование избирателей против всех кандидатов, списков кандидатов будет носить лишь информационный характер и не будет иметь публично-правовых последствий.

Сам факт проведения голосования не только за конкретных кандидатов, списки кандидатов, но и против всех, неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Так, в своем постановлении от 10 июня 1998 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Конституционный Суд отметил, что согласно статье 3 (часть 3) Конституции РФ выборы в Российской Федерации являются свободными, из чего следует право избирателей выражать свою волю в любой из юридически возможных форм голосования.

Факт негативного отношения большинства избирателей ко всем кандидатам, подтвержденный голосованием «против всех кандидатов» большим числом избирателей, чем проголосовало за набравшего большинство голосов кандидата, означает, что и данный кандидат не получил поддержки избирателей, необходимой и достаточной для обеспечения подлинного представительства народа, которое согласно статье 3 (части 2 и 3) Конституции РФ должно быть результатом свободных выборов. Поэтому признание выборов в таких обстоятельствах не состоявшимися в наибольшей степени отвечает принципу народовластия.

Таким образом норма пункта 2 статьи 58 действовавшего тогда Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» была признана соответствующей Конституции РФ. Данная позиция была подтверждена и в определении Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1998 года № 169-О.

В постановлении от 29 ноября 2004 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 4 статьи 64 Закона Ленинградской области «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области» Конституционный Суд также признал конституционным установление региональным законодательством возможности использования графы «против всех» в избирательном бюллетене и влияния результатов голосования по этой позиции на результаты выборов.

Также Конституционным Судом РФ рассматривался аспект, связанный с возможностью проведения агитации за голосование избирателей против всех кандидатов и порядка оплаты этой агитации. В своем постановлении от 14 ноября 2005 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Суд указал, что федеральный законодатель, признав право граждан на проведение предвыборной агитации против всех кандидатов, не предусмотрел специальное нормативное обеспечение данного права, прежде всего в части, касающейся возможности использования для ее финансирования иных, помимо избирательных фондов, средств, в результате чего поставил граждан в ситуацию недопустимой неопределенности относительно правил правомерного участия в избирательном процессе.

Таким образом Суд признал вышеуказанные нормы, как предполагающие запрет на проведение предвыборной агитации, направленной против всех кандидатов, гражданами лично за счет собственных денежных средств, не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19, 29 (части 1 и 4) и 55 (часть 3). А также обязал федерального законодателя принять меры по урегулированию порядка осуществления гражданами права на проведение предвыборной агитации против всех кандидатов.

Однако в то время, когда уже начали готовить предложения по реализации решения Конституционного Суда РФ (в частности, было предложение о создании специальных избирательных фондов для оплаты агитации против всех кандидатов), нормы, регламентирующие голосование против всех отменили на законодательном уровне.

Вместе с тем, как показывает анализ рассматриваемого законопроекта, его авторами не предлагается никакого решения вопроса финансирования проведения агитации за голосование «против всех». Возможно, такие нормы еще могут появиться на последующих стадиях рассмотрения законопроекта, иначе это означает невыполнение предписания вышеуказанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

Владимир Кривцов,
Заместитель руководителя РЦОИТ при ЦИК России


По материалам официального сайта РЦОИТ при ЦИК РФ





Категория: Новости Рефтинской ТИК | Просмотров: 356 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]