Полезные ссылки

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход

18.09.2016

горячая линия


Телефон горячей линии
3-45-29

Поиск

Наш опрос

Из каких источников Вы, в основном, черпаете информацию о выборах?
Всего ответов: 17

телефона доверия

Календарь

«  Август 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Погода

Новости » 2013 » Август » 1 » 20 лет Избирательной системе Российской Федерации. История выборов в России.
10:03
20 лет Избирательной системе Российской Федерации. История выборов в России.
Правовые основы выборов в Государственную Думу
Российской империи

Вадим Александрович Дёмин, доктор исторических наук,
главный специалист Российского государственного архива
социально-политической истории

При разработке законов о создании Государственной думы вопросам выборов в неё уделяли большое внимание. В первом соответствующем проекте (написанным помощником начальника главного управления по делам местного хозяйства МВД С. Е. Крыжановским на базе основных положений, разработанных весной 1905 г. особым совещанием во главе и министром внутренних дел А. Г. Булыгиным) постановления о выборах были включены в состав Учреждения Государственной Думы (т.е. положения о ней)1

В мае-июне 1905 г. следующая обсуждавшая проект инстанция – Совет министров во главе с председательствующем в Государственном совете графом Д. М. Сольским – решил выделить правила о выборах в отдельный законодательный акт, получивший название «Положение о выборах в Государственную Думу». По предложению Сольского, поддержанному остальными министрами, законы о создании Думы (в т.ч. положение о выборах) для ускорения реформы было решено не проводить в обычном законодательном порядке – через находящийся на летних каникулах Государственный совет2

В июле они были рассмотрены Особым совещанием под председательством императора Николая II


Император Николай II. Николай Александрович Романов (19.05.1868-17.07.1918)

и 6 августа 1906 г. утверждены им. Такое решение стало прецедентом: все последующие законы о Думе, в т.ч. выборах в неё, не вносились в Государственный совет и утверждались после обсуждения в Совете министров и (или) особых совещаниях. Такой порядок явно противоречил закону от 6 июня 1905 г. «Об устранении отступлений в порядке издания законов»3, однако в условиях наличия всей полноты власти (в т.ч. законодательной) в руках императора и совещательных полномочий Государственного совета это обстоятельство было проигнорировано.

При разработке Положения о выборах было решено взять за основу систему земских выборов. Её преимуществами считались имущественный ценз, обеспечивающий «правильный консерватизм», а также традиции и приспособление к ней властей и политически активных представителей имущих классов. Однако предлагавшееся некоторыми сановниками избрание членов Государственной Думы губернскими земствами было отклонено из-за отсутствия в них крестьян (участие которых в Думе считалось необходимым), нежелания связывать избирательные цензы при центральных и местных выборах и давать Думе прочную опору на местах, практически исключавшую её роспуск. По этим причинам Положение от 6 августа 1905 г. установило проведение думских выборов параллельно земским.

Вместо действовавшей крайне непопулярной земской избирательной системы 1890 г. было решено использовать систему Земского положения 1864 г. как бессословную, лучше учитывающую интересы промышленников и, главное, более популярную в земских кругах4 . Главные отличия от него Положения от 6 августа 1905 г. заключались в объединении курий на уровне губернии (а не уезда), а также в допущении к выборам иудеев.

Согласно этому Положению, в выборах могли участвовать только мужчины старше 25 лет (кроме военных; осуждённых или привлечённых к ответственности по обвинениям в серьёзных преступлениях и некоторых др. категорий), владевшие (единолично или коллективно) недвижимостью. Они должны были голосовать по куриям5 волостных обществ, землевладельцев и городских избирателей. Первую составляли крестьяне-домохозяева, владевшие в составе общин или на подворном праве надельной землёй; вторую – частные земельные собственники (крупные – непосредственно, средние – посредством уполномоченных); третью – в основном крупные и средние предприниматели. В казачьих областях создавалась курия станичных обществ, по которой голосовали казаки-домохозяева, владевшие в составе общин казачьей землёй.


читать статью полностью


 Источник информации: официальный сайт Российского Центра Обучения Избирательным Технологиям при ЦИК РФ www.rcoit.ru





Категория: Новости Рефтинской ТИК | Просмотров: 381 | Добавил: Админ | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]