Случайное фото

Полезные ссылки

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Вход

18.09.2016

горячая линия


Телефон горячей линии
3-45-29

Поиск

Наш опрос

Из каких источников Вы, в основном, черпаете информацию о выборах?
Всего ответов: 17

телефона доверия

Календарь

«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Погода

Новости » 2013 » Ноябрь » 10 » 20 лет избирательной системе РФ. Развитие избирательных технологий в Российской Федерации в 2000 - 2013 годах
14:07
20 лет избирательной системе РФ. Развитие избирательных технологий в Российской Федерации в 2000 - 2013 годах

Станислав Владимирович Вавилов, заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии РФ, член Исполнительного Совета Ассоциации организаторов выборов стран Европы (АОВСЕ). Статья опубликована в журнале "Выборы в Европе", сентябрь 2013 года, номер 9.

В XXI веке новейшие избирательные технологии стали для граждан серьезным ресурсом, позволяющим оказывать влияние на политику Российского государства посредством участия в выборах. 

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рассматривает их как действенный инструментарий обеспечения открытости избирательной системы, расширения возможностей реализации избирательных прав граждан, контроля общественности за избирательным процессом, исключения возможностей манипуляции в ходе и при подведении итогов выборов. ЦИК России уделяет большое внимание обеспечению развития избирательных технологий, опираясь на созданную к настоящему времени нормативно-правовую базу, которая представлена федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» и нормативно-правовыми актами ЦИК РФ.

Позвольте более подробно остановиться на основных технологических решениях, получивших свое развитие или разработанных и внедренных в период с 2000 по 2013 годы.

Характерным признаком современного избирательного процесса является его автоматизация. В 1994 году была создана Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы». Система применяется для обеспечения автоматизации информационных процессов подготовки и проведения выборов и референдума, обеспечения деятельности избирательных комиссий, а также для решения в установленном порядке задач, не связанных с выборами. Сегодня ГАС «Выборы» - крупнейшая по количеству выполняемых функций информационная система России. Она охватывает 83 субъекта РФ. Работу системы обеспечивают 12 сервисных центров в 9 часовых зонах. Более 3000 работников информационных центров избирательных комиссий субъектов РФ задействованы в обслуживании системы. 

Структура ГАС «Выборы» повторяет структуру избирательной системы Российской Федерации: ЦИК России – избирательные комиссии субъектов Федерации – территориальные избирательные комиссии. Система состоит из сети связи и передачи данных, комплексов программно-технических средств на всей территории страны, единого программного обеспечения и унифицированных процедур обработки информации на всех уровнях и обладает высокозащищенной информационно-технологической структурой. 

С применением системы обеспечиваются сбор и обработка сведений о подготовке и проведении выборов и референдумов, оперативное суммирование данных об итогах голосования и представление через средства массовой информации достоверной и полной информации о выборах, размещение в сети Интернет данных о кандидатах и политических партиях, об участии избирателей, о предварительных и окончательных итогах голосования, а также о повседневной деятельности избирательных комиссий.

Из года в год расширяются технологические возможности ГАС РФ «Выборы». Так, количество избирательных компаний, по которым осуществлялись одновременный сбор и обработка информации, возросло с 320 кампаний в 2004 году до 2674 на выборах 4 декабря 2011 года и 4060 кампаний 4 марта 2012 года. В единый день голосования 8 сентября 2013 года планируется проведение свыше 6 тысяч выборов, данные об итогах голосования по которым будут обработаны с применением ГАС «Выборы». 

В Российской Федерации для голосования на избирательных участках используются два вида технических средств подсчета голосов: комплексы обработки избирательных бюллетеней и комплексы для электронного голосования. Они разработаны и производятся в России.

Использование технических средств обеспечивает: ускорение процесса подсчета голосов; сокращение времени на подведение итогов голосования; устранение непреднамеренных ошибок в процессе ручного подсчета бюллетеней; предотвращение попыток фальсификации результатов голосования; повышение уровня доверия к результатам выборов.

Комплекс обработки избирательных бюллетеней

Состоит из сканирующего устройства и полупрозрачного накопителя бюллетеней, обеспечивает сканирование отметок избирателей, проставленных в бумажных бюллетенях. Комплексы были созданы в 2003 году и в 2010 году усовершенствованы. Современный комплекс снабжен голосовым интерфейсом - избиратель в ходе голосования может получить необходимые инструкции в случае ошибочных действий с бюллетенем. Комплекс не позволяет опустить одновременно более одного бюллетеня, бюллетени с других избирательных участков, автоматически возвращает листы, не являющиеся бюллетенем, маркирует недействительные бюллетени.  

Комплекс для электронного голосования

Обеспечивает электронное голосование на избирательном участке. Первая партия комплексов для электронного голосования была изготовлена в 2005 году. Традиционные бумажные бюллетени при голосовании на КЭГ не используются. На участке избиратель предъявляет паспорт и получает карточку со штрих-кодом. Прикладывая ее к считывателю на сенсорном устройстве, он получает доступ к электронному бюллетеню. Штрих-код на карточках создается и печатается с использованием специальной программы, которая использует генератор случайных чисел. Карточка может быть использована только один раз и только на определенном участке. 

Избиратель голосует с помощью электронного бюллетеня на устройстве сенсорного голосования. Сделанный избирателем выбор фиксируется на контрольной ленте печатающего устройства, доступной только самому голосующему. Таким образом голосующий может убедиться, что его голос учтен корректно. Контрольная лента также позволяет провести ручной подсчет голосов. Переносные устройства адаптированы для слепых и слабовидящих избирателей – оснащены азбукой Брайля и наушниками голосового сопровождения. В каждый комплекс входят два тренажера, размещающиеся при входе на избирательный участок. На них избиратели могут проголосовать в порядке тренировки.

Оба вида комплексов не имеют устройств, позволяющих установить с ними беспроводную связь, защищены от внешнего электромагнитного воздействия и, таким образом, исключают несанкционированное воздействие в ходе голосования.
Хочу остановиться на процедуре, которая осуществляется перед началом голосования на каждом избирательном участке, оборудованном комплексами для электронного голосования и комплексами обработки избирательных бюллетеней – обязательной процедуре тестирования этих устройств. В присутствии председателя, членов избирательной комиссии, наблюдателей проводится полный цикл тренировочного голосования, в процессе которого проверяется корректность работы комплекса. Все устройства проверяются на возможность выбора каждого из кандидатов, проводится формирование итогового протокола тестового голосования, который подписывается членами участковой избирательной комиссии и наблюдателями. Далее устройства опечатываются.

За последние годы количество используемых на участках устройств для подсчета голосов увеличилось многократно. В 2003 году комплексы обработки избирательных бюллетеней применялись на 22 избирательных участках, в 2012 год – на 5239 избирательных участках, где зарегистрировано свыше 9 миллионов избирателей.

КЭГ впервые применялись в 2006 году на 5 избирательных участках. В 2012 году они использовалось уже на 333 участках, где было зарегистрировано более 321 тысячи избирателей, причем 22 участка находились за пределами Российской Федерации – в Германии (11), Польше (4) и городе Байконуре, Республика Казахстан (7).

Если сравнивать федеральные кампании 2008 и 2012 годов, то применение КОИБ возросло в 3,6 раза, а применение комплексов для электронного голосования - в 55 раз.

Следует отметить, что от участников избирательного процесса не поступало жалоб на применение данных комплексов в течение всего периода их эксплуатации, что свидетельствует о высоком уровне доверия.

Работы по внедрению электронных систем голосования и технических средств подсчета голосов избирателей ведутся с участием представителей экспертного сообщества, политических партий, с учетом мнения представителей общественных организаций для повышения доверия граждан к системам электронного голосования.

В 2000 - 2013 годах ЦИК России прорабатываются подходы к дистанционному электронному голосованию, которое дает возможность участия избирателей в голосовании без посещения избирательного участка в день выборов.

Первым опытом использования интернет-технологий в электоральной практике Российской Федерации стал эксперимент по электронному опросу избирателей с использованием дисков электронного опроса и сети Интернет,
который был проведен в ходе выборов депутатов г. Новомосковска Тульской области 12 октября 2008 года.

В 2009 году были дополнительно апробированы две новые технологии: технология удаленного электронного опроса с использованием мобильных телефонов стандарта GSM 900/1800 в закрытом административном округе Радужный Владимирской области и технология использования социально-платежных карт в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

На настоящий момент в стадии разработки находятся законодательные инициативы о создании возможности использования дистанционного электронного голосования при волеизъявлении граждан Российской Федерации.

По данным опросов общественного мнения, в 2013 году количество россиян, ежедневно пользующихся сетью Интернет, превысило 50 миллионов. Темпы развития российского сегмента сети позволяют прогнозировать, что в недалеком будущем число пользователей окажется сопоставимым с количеством зарегистрированных избирателей. Очевидно, что на сегодняшний день в области поддержания и развития коммуникаций между участниками избирательного процесса, применения избирательными комиссиями новаторских форм информационно-разъяснительной деятельности, наивысшим потенциалом обладает Интернет.

Одной из главных задач является обеспечение прозрачности выборов для избирателей, которая предполагает доступность в получении информации из Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». Реализация такой возможности обеспечивается технологиями Интернет-портала данной системы.

Информация о подготовке избирательных кампаний (о кандидатах, участковых комиссиях и др.), ходе выборов (открытии помещений для голосования, сведений об участии избирателей в выборах), данные о предварительных итогах голосования и результатах выборов размещаются на Интернет-портале, который включает сайт ЦИК России и 83 сайта избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. 

Работа в сети предполагает как планомерные действия соответствующих комиссий по повышению правовой культуры избирателей, так и организацию различных интернет-сервисов. На сайте ЦИК России организована прямая трансляция заседаний Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и иных мероприятий, проходящих в комплексе зданий Комиссии. На сайте ЦИК России для избирателей созданы интернет-сервисы «Найди свой избирательный участок» и «Найди себя в списке избирателей». Данные опции были весьма востребованы гражданами: 4 марта и 14 октября 2012 года указанные сервисы обработали более 245 тыс. и 19 тыс. обращений соответственно.

Действенным технологическим инструментом оперативного и всестороннего информирования граждан России и международной общественности о ходе и результатах выборов (референдумов) является Информационный центр ЦИК России.

Впервые в избирательной практике России Информационный центр был организован на выборах в Государственную Думу в 1995 году и постоянно совершенствуется. Если раньше Информационный центр организовывался лишь на период проведения и подведения итогов выборов, то в конце прошлого, 2012 года, он стал постоянно действующей площадкой.

Деятельность Информационного центра направлена на обеспечение проводимых с участием членов ЦИК России видеоконференций, интернет – пресс-конференций, видеомостов и иных форм дистанционного общения с представителями избирательных комиссий РФ, СМИ и иными лицами, находящимися вне здания ЦИК России, в частности, в помещениях избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, оснащенных средствами видеоконференцсвязи Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»; иных публичных мероприятий.

Эффективной практикой обеспечения качества выборов путем непосредственной связи с избирателями стала организация на площадке Информационного центра мобильных пунктов общественной «горячей линии» связи с избирателями авторитетных неправительственных организаций. При подборе общественных организаций учитываются в первую очередь их авторитет и неангажированность, равноудаленность от кандидатов, партий и власти, отсутствие контроля со стороны коммерческих структур, отсутствие претензий со стороны правоохранительных и налоговых органов. Операторы и эксперты центрального пункта «горячей линии» в здании ЦИК России оценивают каждое обращение с точки зрения наличия признаков нарушения законодательства о выборах или прав избирателей. В подобных случаях информация незамедлительно направляется в избирательные комиссии, органы государственной власти и местного самоуправления, правоохранительные органы, штабы кандидатов и политических партий для принятия, в случае подтверждения, мер реагирования.

Особую эффективность при предотвращении различных проблем в день голосования и подсчете голосов продемонстрировало параллельное применение «горячей линии» и веб-трансляции с видеокамер, размещенных в помещениях участковых избирательных комиссий. Оперативность реакции на поступающие от граждан «сигналы» способствовала, с одной стороны, реализации избирательных прав граждан, а с другой – защите членов избирательных комиссий от клеветы и необоснованных претензий. Такая практика разрешения конфликтов успешно зарекомендовала себя в том числе и на выборах в регионах России.

Веб-трансляция видеоизображения с избирательных участков

На выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года успешно отработала уникальная система видеотрансляции с избирательных участков. Видеонаблюдение было применено по инициативе Председателя Правительства России В.В. Путина с целью повышения прозрачности избирательного процесса и предотвращения возможных попыток фальсификаций итогов выборов. Система была создана из расчета возможности подключения до 25 миллионов пользователей при 60 тысячах одновременных просмотров с каждой камеры.

В день выборов прямая трансляция была организована с более чем 90 тысяч участков по всей стране. Одновременно записано 500 лет видео. За процедурой голосования 4 марта 2012 года на портале www.webvybory2012.ru в режиме онлайн наблюдали 3,5 млн. человек, которые просмотрели около 8 млн. трансляций.

Одновременно в зданиях ЦИК России и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, где находились Информационный и Международный информационный центры «Выборы-2012», были размещены видеостены с десятками мониторов, на каждый из которых выводились изображения с шести избирательных участков какого-либо региона по выбору оператора.

Данный российский опыт стал, по мнению ряда международных наблюдателей, достижением, превосходящим международные стандарты и нуждающимся в использовании, например, на выборах в Европарламент.

Избирательные комиссии считают своим долгом сделать все возможное для создания комфортных условий реализации избирательных прав граждан с ограниченными возможностями. Более 10 миллионов избирателей России имеют ограниченные возможности, в их числе граждане с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Новые технологии позволяют соответствующим образом адаптировать оборудование и сами помещения избирательных участков. Так, при активном участии Всероссийского общества слепых, в конструкцию комплексов обработки избирательных бюллетеней и комплексов электронного голосования были внесены изменения: действия избирателей получили на комплексах обработки избирательных бюллетеней образца 2010 года звуковое сопровождение, не нарушающее тайну голосования, а переносные комплексы для электронного голосования снабжены тактильными кнопками и аудосопровождением через наушники.

В 2009 году создан раздел «Ресурс для слабовидящих пользователей» и «Приемная ЦИК России», реализованный на Интернет-портале Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». Создаваемые избирательными комиссиями и Российским фондом свободных выборов «горячие линии» активно используют для связи со слепыми избирателями СМС-сообщения, преобразуемые в голосовой сигнал. Начиная с 2007 года для самостоятельного заполнения слабовидящими избирательных бюллетеней избирательные участки обеспечиваются специальными трафаретами с использованием азбуки Брайля.

Необходимость комплексного подхода к решению проблем участия инвалидов в выборах и референдумах побудила ЦИК России инициировать в 2010 году долгосрочный проект «Дорога на избирательный участок».

Реальным показателем эффективности проведенной в последние годы работы могут стать следующие данные - если на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 2007 году на избирательных участках проголосовало немногим более 23 тыс. инвалидов, то на аналогичных выборах в 2011 году – около 3 млн. инвалидов.

На президентских выборах 2008 года на участках голосовало около 1,4 млн. инвалидов, а в 2012 году уже более 3,1 млн. инвалидов.

Позволю себе остановиться на сфере, не имеющей на первый взгляд отношения к процессу волеизъявления избирателей, но вместе с тем способной опосредованно влиять на политические процессы. Речь идет о технологических решениях в области контроля за соблюдением законности при финансировании избирательных кампаний партий и кандидатов, обеспечении проверок сведений о финансировании политических партий, финансовом контроле за использованием средств федерального бюджета избирательными комиссиями субъектов Федерации и госучреждениями, подведомственными ЦИК России.

Для проверки движения средств на счетах участников избирательного процесса – кандидатов, партий и избирательных объединений в ГАС «Выборы» в 2001 году была разработана специальная задача «Контроль избирательных фондов».

В 2005 году на ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Федерации законодательно была возложена задача контроля за поступлением денежных средств и имуществом политических партий, в том числе от пожертвований. Разработанная в том же году подсистема «Контроль финансирования политических партий» ГАС «Выборы» проверяет финансовую отчетность политических партий, выявляет незаконные пожертвования и формирует сводные данные о финансировании любой политической партии и ее региональных отделений.

В соответствии с нормами действующего законодательства ЦИК России размещает сводные финансовые отчеты политических партий и результаты их проверки на сайте ЦИК России, а также публикует их в общероссийских периодических печатных изданиях.

Уровень доверия к избирательной системе определяется в том числе и безупречным соблюдением финансовой дисциплины избирательными комиссиями всех уровней, целевым расходованием бюджетных средств. В связи с этим реализован ряд функций, обеспечивающий ведомственный финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации и учреждениями, подведомственными ЦИК России и учитывающий все государственные контракты и договоры Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

ЦИК России уделяет большое внимание повышению правовой культуры участников избирательного процесса. В настоящее время ведутся работы по созданию интернет-ресурса для обучения организаторов выборов, предполагающие разработку необходимого программного обеспечения и структуры учебных курсов, инсталляцию соответствующих программ в системе Интернет и на сайте Российского центра обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Также запланировано создание серии информационно-обучающих видеороликов по вопросам избирательного права и избирательного процесса, ориентированных на избирателей, организаторов выборов, наблюдателей, представителей политических партий и СМИ. Ролики предполагается транслировать на телевидении, в Интернете, использовать как учебные пособия.

Техническое переоснащение избирательной системы – императив, предопределенный ускорением научно-технического прогресса и демократизацией участия граждан в управлении государством.

В перспективе ставится вопрос оснащения всех российских избирательных участков автоматизированными рабочими местами, получающими результаты волеизъявления от комплексов обработки избирательных бюллетеней или комплексов для электронного голосования и формирующими итоговый отчетный протокол. После его заверения электронными цифровыми подписями председателя и секретаря комиссии он будет передаваться в вышестоящую избирательную комиссию. Такое решение, сокращающее перевозки документов, весьма важно для удаленных и труднодоступных районов нашей страны.

Магистральный путь развития избирательных технологий заключается во внедрении в практику работы избирательных комиссий технических средств подсчета голосов, средств дистанционного наблюдения и оборудования, призванного обеспечить прозрачность избирательного процесса, открытость и доступность информации о подведении итогов голосования.


(По материалам журнала "Выборы в Европе", сентябрь 2013 года, номер 9.)




Категория: Новости Рефтинской ТИК | Просмотров: 505 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]